Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Приморская детская школа искусств»
Заходя в детскую школу искусств, сразу видишь вырезанные из бумаги причудливые ёлочки, снежинки на синем фоне. Конец дня. Почти никого уже нет. Но из кабинета № 9 доносятся нестройные звуки фортепиано. За инструментом сидит девочка лет десяти, её светлые волосы, заплетенные в косички, растрёпаны, лицо от напряжения стало почти пунцовым. За столом сидит её учительница, Ирина Викторовна Агаева, директор школы искусств, что-то пишет. Не поднимая головы, говорит ученице: «Посмотри внимательней, там другой аккорд».
Поводом заглянуть к директору детской школы искусств № 23 стал юбилей школы – 45 лет. Его празднование пришлось на середину ноября. Сейчас уже в школе усиленным ходом идёт подготовка к празднованию Нового года.
Урок закончен, девочка неловко складывает ноты в пакет, а Ирина Викторовна подробно объясняет ей, что нужно разучить к следующему уроку. Я разглядываю кабинет: шкафы с многочисленными разноцветными папками, книжки на полке, целые стопы нотных сборников, а над фортепиано картина – скрипичный ключ и клавиши, убегающие вдаль. Когда за ученицей закрывается дверь, я интересуюсь: «Сложно совмещать должность директора и преподавателя?», улыбаясь, Ирина Викторовна отвечает:
- Совмещать, конечно, непросто. Административная работа требует большой отдачи, внимания к юридическим и финансовым проблемам учреждения. Но по-другому не могу. Преподавательскую нагрузка у меня большая, мы распределяем её в начале каждого года, и мне иногда приходится писать объяснительные – почему у меня так много часов. А всё дело в том, что родители пишут заявления, где просят, чтобы дети учились в моём классе.
23 года в школе
Школа, в которой я сейчас нахожусь, была открыта 1 сентября 1967 года, тогда около шестидесяти мальчиков и девочек сделали первые шаги в мир музыки. Детей обучали игре на фортепиано и баяне.
Ирина Викторовна пришла в школу 23 года назад, сразу после рождения первой дочери. В то время преподавателей в музыкальных школах хватало, и найти работу в этой области было трудно: слишком велика конкуренция. Но посёлок Катунино тогда еще был военным гарнизоном, поэтому многие военные часто уезжали.
- Почему-то у военных тогда жены, в основном, были с профессией преподавателя музыки, - смеется Ирина Викторовна, - но как раз, когда я искала работу, два учителя уехали из гарнизона. Поэтому я сразу попала на приличную нагрузку, так и стала работать и преподавателем, и концертмейстером.
Молодую учительницу сразу назначили заведующей фортепианным отделением, затем профсоюзным лидером, лет через 5 она стала уже завучем. «У меня всегда была достаточно активная жизненная позиция» - говорит она, улыбаясь.
Директором Ирина Викторовна стала неожиданно, в ноябре 1997, когда предыдущий директор, Раиса Забавникова, ушла на пенсию, а учебный год только набирал обороты:
- Мне было психологически очень трудно, ведь я была моложе, чем весь преподавательский состав. Только подумать: быть руководителем людей, которые работают тут в два раза дольше тебя. Очень боялась не справиться, ведь с людьми работать всегда сложно.
В сентябре 2000 года открылось художественное отделение, музыкальная школа приобрела иной статус – «Детская школа искусств № 23».А с 2001 года в школе начало работу хореографическое отделение.
В этом же 2001 году военный гарнизон Катунино было решено расформировать. Что не могло не сказаться на школе:
- Конечно, сразу возникли проблемы со зданием, ведь оно находилось в ведомстве Министерства обороны. Пострадала и материальная база, только потому, что всё принадлежало военным. Пришлось приостановить работу хореографического отделения, потому что детям стало негде заниматься. Сказалась и общая проблема - демографическая: у нас стало меньше детей.
Юбилей школы
Сейчас в ДШИ № 23 обучаются 80 детей основных отделений и более 130 человек на хозрасчетном отделении. Существуют группы дошкольного развития, где дети могут заниматься рисованием или пением, а также изостудия для взрослых.
Всего около 600 учеников закончили школу. По словам Ирины Викторовны, многие из выпускников продолжили образование так или иначе связанное с музыкой, изобразительным искусством.
- Я надеюсь, что все выпускники с удовольствием вспоминают школу, меня. Когда я зарегистрировалась в социальной сети «В Контакте» мне приходило очень много сообщений с теплыми словами благодарности и не только от моих учеников, но и от выпускников вообще.
Празднование юбилея состоялось в отремонтированном зале. Школьные концерты всегда проводились на большой сцене Дома культуры. Но Дом культуры закрыт уже несколько лет, а небольшой зал школы вмещает буквально 50 человек.
- Мы решили сделать маленькие, локальные концерты по отделениям. Всё-таки юбилей школы предполагает встречу всех родителей, всех детей школы и разговор о том, чего достигла школа за прошедший период. Проведения прошлых юбилеев, показало, что родители, дети, выпускники проявляют большой интерес к таким концертам, поэтому было проведено четыре праздничных мероприятий, чтобы весь посёлок знал, что школа отмечает очередной этап своей жизни.
На юбилей в подарок от главы Приморского района Юрия Сердюка школа получила сертификат на сумму 55 тысяч рублей. По словам Ирины Викторовны, эти деньги уйдут на приобретение стульев, так необходимых в новый, отремонтированный зал.
Подарком для школы стали участие, и конечно, победы на областных, международных конкурсах учеников школы. Так, например, 18 августа этого года состоялся международный конкурс FAI 2012 среди юных художников на тему: "Бесшумный полет", дипломантом которого стала ученица школы Валерия Селякова. 28 ноября 2012 года в Вологде проходила II межрегиональная детская научно-практическая конференция "Моя музыка: слышу, вижу, понимаю!", где по итогам конференции диплом лауреата I степени получила Татьяна Даценко. А на конкурсе, который прошел в ноябре «Украина глазами детей» диплом первой степени получила Арина Брагина, диплом второй степени - Валерия Брусенцова, а приз зрительских симпатий достался Алине Москвичевой.
По мнению директора ДШИ № 23, победы учеников напрямую зависят от преподавателя:
- У нас работают сильные ведущие специалисты, благодаря которым дети загораются желанием участвовать в конкурсах. Отбор на конкурсы начинается заранее, преподаватель, уходя в отпуск летом, уже знает, что ему предстоит в новом учебном году и мысль начинает работать: мы подбираем программу, даем пьесы детям. Кстати, многие дети любят выступать, но многие и не любят трудиться.
Главное - семья
Младшая дочь Ирины Викторовны сама не раз занимала призовые места в конкурсах:
- Я рада, что у нее есть способности к музыке, и рада, что есть успехи. Многие родители не хотят, чтобы их дети выбирали профессию, которой сами посвятили жизнь. А я бы хотела. У неё в планах связать свою жизнь с музыкой, но это только планы. Всё может измениться, ведь она всего лишь в седьмом классе.
Главное для человека – это семья. Семья Ирины Викторовны всегда поддерживает её, и участвует в хозяйственных и в творческих вопросах школы.
- Конечно, дети обделены вниманием мамы. Но, благодаря моему мужу, который взял на себя хозяйственные заботы, работать стало легче и проще.
Отпуск Ирина Викторовны проходит в заботах о подготовке к новому учебному году. Для кого-то это покажется странным, но по её словам – это всё равно отпуск
- Я переключаюсь, это ведь другой род работы. Отдыхаю от коллектива. Конечно, спасает и физическая работа на даче.
Самое сложное, по мнению Ирины Викторовны, в её работе - это психологические трудности, эмоциональное выгорание. «Постоянно приходится быть мудрее, переламывать свою гордыню. Стараешься больше прощать, поставить себя на чужое место, понять людей», - говорит она.
Выражение «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером с работы - домой» мне кажется, про Ирину Викторовну. Она счастливый человек:
- Я люблю свою работу, и я считаю, что она приносит хорошие результаты родителям, детям, обществу – это, конечно, громкие слова, но я убеждена в этом. Я делаю важное и нужное дело.
Василина Мамонова