Муниципальное бюджетное учреждение

                 дополнительного образования

               «Приморская детская школа искусств»

Адрес

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Приморская детская школа искусств"

163513, Архангельская область, Приморский район, п.Катунино, ул.Стрельцова, д.5

Телефон

8(8182) 69-15-35

+79914681787

Эл. почта 03767@mail.ru

АФИША

АФИША

​​​​.

Методическая разработка преподавателя МБУ ДО Детской школы искусств №48 города Архангельска И. Н. Шишовой

27 октября 2022 г.

Методическая разработка на тему:

«Применение различных техник и материалов в программе «Основы декоративно – прикладного творчества» детской школы искусств»

Из опыта работы преподавателя МБУ ДО Детской школы искусств №48 города Архангельска И. Н. Шишовой.

 

Обучение основам декоративно – прикладного творчества – процесс интересный, требующий трудолюбия и творческого подхода. В детской школе искусств пройти обучение, получить радость общения с искусством, увидеть первые успехи помогает опытный преподаватель.

Программа учебного предмета «Основы декоративно – прикладного творчества» разработана в соответствии с приложением к письму Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств», а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области декоративно – прикладного искусства (Образовательная программа по прикладной композиции для учащихся 1 – 4 классов по 4 – летнему сроку обучения отделения изобразительного искусства,  составители: Дрокина Е.В., Шишова И.Н. преподаватели ДШИ № 48).  

Учебный предмет «Основы декоративно – прикладного творчества» занимает важное место в комплексе общеразвивающей общеобразовательной программы «Декоративно-прикладное искусство». Данный учебный предмет способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся и их эстетическому воспитанию.

Эстетический процесс познания учащимися произведений декоративно-прикладного искусства включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу с различными материалами (природный материал, ткань, бумага, картон и др.).    Декоративно-прикладная деятельность включает разнообразные художественные работы и техники: папье-маше, аппликация, гравюра на картоне, работа с тканью (батик, народная кукла, вышивка, лоскутная аппликация, ткачество), конструирование из бумаги, коллаж, декупаж и др.

При разработке программы учебного предмета учтены возрастные возможности обучающихся и спланированы по степени сложности.  Главный принцип работы – это идти от простого к сложному, поэтому в тематический план по основам декоративно – прикладного творчества включены задания на знакомство и изучение разных материалов и техник с 1 по 4 класс ДШИ. С учетом многолетнего опыта работы сложилась определенная последовательность выполнения таких заданий.

В заданиях на протяжении всего курса обучающиеся учатся организовывать композиционную плоскость, выделять композиционный центр различными средствами, обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета.

В первом классе мы отдаем предпочтение работе с бумагой, картоном, тканью, а также, работаем в технике «воскография». Таким образом, учащиеся 1 класса осваивают особенности различных материалов, их свойства, приемы работы с ними, а также технологию выполнения гравюры на картоне, особенности таких техник как «коллаж», «декупаж», «оригами», последовательно ведут работу в этих техниках. Проявляют в работе индивидуальность, гармонично сочетают особенности материала и художественной техники при раскрытии задуманного образа.

Рассмотрим этапы работы над гравюрой на картоне «Мое любимое животное». Целью данной работы является знакомство с понятием «гравюра», с технологией ее выполнения. Задачи заключаются в развитии творческих способностей и образного мышления и выполнение гравюры на картоне по заданной тематике.

Этапы работы:

  • создание эскиза (линейного и тонового). В нем решаются задачи компоновки изображения, а также основных пропорций изображения. Когда найдено композиционное решение всего изображения, выполняем его зарисовку на листе формата А4.
  • перенос изображения на картон;
  • подбор материала для работы над печатной формой (бумага, картон, текстиль и др.)
  • работа над созданием печатной формы;
  • выполнение оттиска с печатной формы;
  • оформление выполненной гравюры.

Необходимые материалы: бумага А4, карандаш, ластик, калька, копировальная бумага, бумага и картон различного формата и фактуры, текстиль, клей ПВА или резиновый клей, канцелярский нож, ножницы, валик, масляная краска или восковые мелки. Кол-во часов: 4 часа.