Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Приморская детская школа искусств»
Методическая разработка на тему:
«Применение различных техник и материалов в программе «Основы декоративно – прикладного творчества» детской школы искусств»
Из опыта работы преподавателя МБУ ДО Детской школы искусств №48 города Архангельска И. Н. Шишовой.
Обучение основам декоративно – прикладного творчества – процесс интересный, требующий трудолюбия и творческого подхода. В детской школе искусств пройти обучение, получить радость общения с искусством, увидеть первые успехи помогает опытный преподаватель.
Программа учебного предмета «Основы декоративно – прикладного творчества» разработана в соответствии с приложением к письму Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств», а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области декоративно – прикладного искусства (Образовательная программа по прикладной композиции для учащихся 1 – 4 классов по 4 – летнему сроку обучения отделения изобразительного искусства, составители: Дрокина Е.В., Шишова И.Н. преподаватели ДШИ № 48).
Учебный предмет «Основы декоративно – прикладного творчества» занимает важное место в комплексе общеразвивающей общеобразовательной программы «Декоративно-прикладное искусство». Данный учебный предмет способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся и их эстетическому воспитанию.
Эстетический процесс познания учащимися произведений декоративно-прикладного искусства включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу с различными материалами (природный материал, ткань, бумага, картон и др.). Декоративно-прикладная деятельность включает разнообразные художественные работы и техники: папье-маше, аппликация, гравюра на картоне, работа с тканью (батик, народная кукла, вышивка, лоскутная аппликация, ткачество), конструирование из бумаги, коллаж, декупаж и др.
При разработке программы учебного предмета учтены возрастные возможности обучающихся и спланированы по степени сложности. Главный принцип работы – это идти от простого к сложному, поэтому в тематический план по основам декоративно – прикладного творчества включены задания на знакомство и изучение разных материалов и техник с 1 по 4 класс ДШИ. С учетом многолетнего опыта работы сложилась определенная последовательность выполнения таких заданий.
В заданиях на протяжении всего курса обучающиеся учатся организовывать композиционную плоскость, выделять композиционный центр различными средствами, обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета.
В первом классе мы отдаем предпочтение работе с бумагой, картоном, тканью, а также, работаем в технике «воскография». Таким образом, учащиеся 1 класса осваивают особенности различных материалов, их свойства, приемы работы с ними, а также технологию выполнения гравюры на картоне, особенности таких техник как «коллаж», «декупаж», «оригами», последовательно ведут работу в этих техниках. Проявляют в работе индивидуальность, гармонично сочетают особенности материала и художественной техники при раскрытии задуманного образа.
Рассмотрим этапы работы над гравюрой на картоне «Мое любимое животное». Целью данной работы является знакомство с понятием «гравюра», с технологией ее выполнения. Задачи заключаются в развитии творческих способностей и образного мышления и выполнение гравюры на картоне по заданной тематике.
Этапы работы:
Необходимые материалы: бумага А4, карандаш, ластик, калька, копировальная бумага, бумага и картон различного формата и фактуры, текстиль, клей ПВА или резиновый клей, канцелярский нож, ножницы, валик, масляная краска или восковые мелки. Кол-во часов: 4 часа.